Королевский корабль Васа

Королевский корабль Васа

Король Густав II Адольф подписал 16 января 1625 года контракт на строительство корабля с мастером Хенриком Хубертссоном.

На его постройку ушло более тысячи дубов, в работе принимали участие более 400 рабочих.

После смерти главного корабела в 1627 году дело поручили Хейну Якобссону.

Три года мастера кораблестроения работали над созданием нового судна.

В 17 веке имя "королевский корабль" давали самым большим военным кораблям.

"Васа" с 64 крупнокалиберными пушками и более чем 50-метровой длины мачтами стал настоящим произведением корабельного искусства.

Его украшали различные скульптурные детали: оскаленная пасть льва, божества, ангелы, демоны, воины и другие изваяния.
В общей сумме 500 скульптур и 200 резных декоров.

В 1628 года 10 августа, в воскресенье, "Васа" отправился в свое первое и последнее плавание. Целью первого плавания была выбрана военно-морская база Эльвснаббен, к юго-западу от Стокгольма.

Когда корабль вышел на открытое пространство бухты, сильный порыв ветра наполнил паруса, и "Васа" начал крениться на подветренную сторону, но затем выровнялся и прошёл ещё порядка 1300 метров, дойдя до острова Бекхольмен у входа в гавань Стокгольма.

Там, в ста метрах от острова, новый порыв ветра снова накренил корабль, на этот раз значительно сильнее. Вода хлынула через пушечные порты, корабль лёг на борт и начал тонуть с поднятыми парусами и развевающимися флагами.
Вместе с судном погибло около 50 человек — почти половина из находившихся на борту людей.
Виновных в этой катастрофе не нашли.

В течение нескольких лет после гибели "Васы" предпринимались неоднократные попытки её подъёма.
С 1664 по 1665 год с корабля было поднято 53 пушки. Ещё одну подняли в 1683 году. На этом спуски на "Васу" в 17 веке были прекращены.

После подъёма пушек водолазы утратили к "Васе" всяческий интерес. Корабль был забыт, пропали и данные о его местоположении.

В 50-х годах 20 века 38-летний инженер Андерс Францен предпринял попытки найти судно.
Поиски велись несколько лет, и только в 1956 году усилия Францена увенчались успехом. На поверхность были подняты скульптуры.

В 1959 году под судно завели тросы, и в 16 этапов его подтянули на мелководье.

24 апреля 1961 года корабль был поднят. Пролежал он на дне долгие 333 года.

Сохранилось абсолютно все: посуда из олова, бронзовые подсвечники, фонари. Позже водолазы нашли сотни фрагментов деревянной резьбы.

Теперь этот легендарный корабль стоит в Музее Васа в восточной части острова Юргорден на берегу Балтийского моря.